Читатель, автор книги приглашает нас отправиться холодный ноябрь 1902 года; вместе с "королем репортеров" Владимиром Гиляровским мы будем расследовать страшное преступление - дело об отравлении коннозаводчика Столярова. Случилось же это во время ужина в Купеческом клубе.
Несчастный был отравлен, как вскоре выяснилось, чистым морфином, купить который можно только у специалиста. Среди присутствовавших на ужине был аптекарь - человек несколько странный. Конечно же, он становится подозреваемым. Но... Тогда бы все было слишком просто, а это для детективов Доброва не характерно.
Впрочем, не только аптекарь рассматривается как кандидат в преступники, но и повар, и приятели Столярова, и даже сам известнейший ресторатор Тестов!
А Тестов действительно был знаменит. В. А. Гиляровский, например, в своей книге "Москва и москвичи" замечает, что многие из петербургской знати, в том числе и великие князья, специально приезжали из Петербурга в Москву "съесть тестовского поросенка, раковый суп с расстегаями и знаменитую гурьевскую кашу..." Конечно же, Тестов был крайне не заинтересован в том, чтобы его имя фигурировало в связи с делом об отравлении.
Вместе с автором книги мы побываем в Купеческом клубе, узнаем, какие же ужины назывались "секретными" и почему повара, готовившие их, старались изо всех сил, иногда прибегая к хитростям, используя, например, нечто для усиления вкуса; узнаем, что такое "чаша Сократа" и как проходил в свое время купеческий суд...
Что же касается расследуемого преступления, то события вокруг него наслаиваются подобно снежному кому, а за первой смертью последовали другие.
В какой-то момент Гиляровскому кажется, что он приблизился к разгадке, а мотивы преступления - это любовь и ревность. И все-таки, нет. Дело оказалось в другом, и главный мотив более прозаичен. Финансовая несостоятельность, невозможность вернуть долги, и должник видит выход в том, чтобы избавиться от кредиторов.
Преступником оказался человек, на которого и не подумаешь (так и должно быть в хорошем детективе).
Интересна в произведении еще одна линия: судьба талантливой певицы, рано ушедшей из жизни. Трагедия незаурядной личности, талант которой расцвел вопреки всему...
Но, увы, "свинцовые мерзости жизни" оказались сильнее, и "строка судьбы талантливой певицы и несчастной женщины была стерта со станицы Истории".
Ретродективы А. С. Доброва интересны и интригой, и колоритом эпохи, и основательностью изложения материала. "Ужин мертвецов" - не исключение.
Светлана Титова