Женская логика… Сколько о ней уже написано и сказано! Непонятная, непостижимая… Да и логика ли, если так непредсказуема и необъяснима, как, впрочем, и женские поступки, этой логикой ведомые? Именно об этом новая книга Олеси Николаевой – о женских судьбах, о поступках, проступках и их мотивации. У названия сборника рассказов «Себе назло» имеется подзаголовок: «Женские портреты в прозе». Созданные автором образы многолики и разнообразны. То это милые простушки, то расчётливые хищницы. Они то сами попадают в переплёты судьбы, то подстраивают козни соперницам и недругам. Любят, ревнуют, ищут спокойной сытой жизни и счастья, увлекаются, разочаровываются. Сходят с ума от ими же придуманного на пустом месте. Так, например, героиня рассказа «Забытый Фирс», измучившись от ревности, даже финал пьесы Чехова «Вишнёвый сад» начинает воспринимать по-другому, ощущая себя всеми забытым Фирсом.
У других героинь рассказов свои проблемы. Одна увлекается мужчиной, покорившим её необычными письмами («Секрет обольщения»). Другая, узнав о тяжёлой болезни своего бывшего мужа, бросившего её много лет назад, пытается вернуть прошлое («Любовные доказательства»). Третья, всю жизнь платонически влюблённая в незнакомца, встретившегося на её пути в юности, узнаёт уже в зрелом возрасте, кем был этот человек и от каких страшных бед Бог её отвёл («Симпампончик»).
Хочу добавить, что, хоть книга имеет подзаголовок «Женские портреты», в рассказах О. Николаевой присутствуют и мужские персонажи – и очень колоритные! На принцев и героев они мало похожи, но типажи узнаваемы, а мотивация поступков (продиктованная, видимо, мужской логикой!) абсолютно понятна. Как не отметить великолепно выписанные образы престарелого интернет-соблазнителя («Секрет обольщения») или «хозяина жизни», бизнесмена, приехавшего на встречу бывших одноклассников («Везунчик»). И уж особенно хороша пара муж – любовник, встретившаяся в недвусмысленной, анекдотичной обстановке и даже при коротком общении понявшей, что они друг другу гораздо интереснее, чем дама, стоящая между ними («Высшая нота»).
Книга читается удивительно легко. Отличный язык. Истории в ней занимательные, одна на другую не похожи. И при всей лаконичности произведений, которую требует жанр рассказа, автор успевает своему читателю рассказать всё, что хочет до него донести. Ни убавить, ни прибавить.
Валерия Базлова