Картина-то жестокая, но я надеюсь на Бога и уверен в единственном: чем сильнее нас жмет миропорядок, тем негасимей очаги духовного сопротивления внутри России
(Михаил Тарковский)
Главный герой повести «Полет совы» – тридцатилетний учитель русского языка и литературы Сергей Иванович Скурихин, уехавший из города в сибирскую деревню точно так же, как сам Михаил Тарковский – из Москвы в село Бахта Туруханского района (это в Красноярском крае). Можно сказать, что главный герой и есть выразитель авторской позиции. По каким вопросам?
Сергей Иванович (или просто Сережа, как по-дружески называет его автор) пытается разобраться, что значит быть русским. Чем “русскость” отличается от обычной простонародности? Что есть Русский мир? И что ему угрожает? И как этому противостоять?
Уход Сережи в дальние места – это «замах для мощного и неведомого броска», чтобы защитить своё, родное, русское. Как-то любимый преподаватель Сергея Ивановича сказал: «А Гоголь, друзья мои, он как птица, он как чибис, степная чайка, с криком, со стоном мечется по-над полем битвы, меж Тарасом и Остапом и Андрием, и сердце Николая Васильевича разрывается на части, и нет и не будет этому огромному и навек подбитому сердцу ни покоя, ни пощады, ни облегчения!». И сам Скурихин переживает подобные чувства, болея душой за судьбы Родины и ее жителей. Полет полярной совы, запутавшейся в бурьяне, освобожденной и выпущенной на волю, в небо, – это образ обретения себя, понимания своего предназначения, всепрощение и молитва за всех.
В повести можно выделить две составляющие: декларативную и портретную. Декларативная часть представляет собой споры о том, какой путь для России правильный – в русле глобализации, либерализма или самобытный, основанный на традиционных ценностях. Это давние споры. Со времен западников и славянофилов. Поэтому это не разговоры живых людей, а полемика Идей и Мировоззрений. Она декларативна.
Оживляет повесть портретная часть – галерея портретов сибирских жителей. Это ученики, педагогический коллектив, односельчане Костя и Мотя, Баба Катя, старовер Гурьян, “чудик” Эдя... Здесь точные наблюдения, детали, характеры.
В сборник вошла также повесть под названием «Фарт». Тут вроде бы всё просто. Живет в Сибири Игорь Баскаков с супругой Леной. Баскаков – писатель, автор сборника «Фарт». (Такая игра в название.) Пишет он об исконном, нашем. Исповедуется в церкви. Не то, что спивающийся друг Ёж (Сергей Шебалин). В то же время писатель Баскаков избавляется от купленной во дворе каких-то складов машины, у которой “большие проблемы с документами”. (Ничего страшного.) Потом ссорится с женой. (И такое со многими бывает.) А Бог троицу любит. Поэтому дальше – третий “фарт”, уже в жизни главных героев, мужа и жены.
Несмотря на простоту повести, в основе этого произведения лежит тайна Русского мира, связанная с понятием неисповедимости путей Господних и стремлением понять, зачем тебе посылается то или иное событие; с осознанием своих грехов и с милосердием к ближнему.
«Михаил Тарковский – это настоящее, непридуманное, родное», – написал Захар Прилепин. И это “настоящее, непридуманное, родное” отражает “негасимость” консервативно-православных устоев русской жизни.
Дмитрий Кочетков