"Смертельный номер" - один из романов цикла ретродетективов Андрея Доброва, где главное действующее лицо - король репортеров Владимир Гиляровский. На страницах этой книги судьба сводит Гиляровского со знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым, причем при обстоятельствах весьма трагичных.
Цирк Альберта Соломонского готовит новогоднее представление, но настроение у артистов подавленное: на афише кто-то нарисовал череп и кости. И это не безобидная шутка: пять лет назад такое уже было. После подобных меток во время представления обязательно погибал кто-то из актеров. И вот кошмар повторяется. Кто же "режиссер" страшного шоу? И зачем это?
В число подозреваемых попадает и Дуров. Гиляровский решает вмешаться в ситуацию и отвести подозрения от своего знакомого.
Знаменитый репортер сам был когда-то цирковым артистом и прекрасно знает, что атмосфера закулисья далеко не идеальна: интриги, зависть... И даже "бывали случаи, когда артисты вредили друг другу так, что речь могла идти о смертельной опасности". И все-таки в данном случае, как вскоре понял репортер, следы нужно искать не в цирке, а в притонах печально знаменитой Грачевки: именно там находится "режиссер" смертельных номеров.
Грачевка - район близ Цветного бульвара, знаменитый бандитами, ворами, шулерами. В своей книге "Москва и москвичи" Гиляровский подробно его описывает и рассказывает о том, как он когда-то спас человека, едва не погибшего в одном из притонов.
Этот случай нашел отражение в книге Андрея Доброва, куда также "перекочевали" и некоторые персонажи из "Москвы и москвичей": например, некая Полковница, барон Дорфгаузен...
Еще один момент из жизни Гиляровского встречается в детективе Доброва: история, связанная с книгой знаменитого репортера "Трущобные люди". Цензура не пропустила ее, и весь тираж был сожжен.
А однажды Гиляровский, написавший о страшных пожарах на фабрике Морозовых, едва не поплатился, вызвав гнев генерал-губернатора Долгорукова. Спас его издатель "Московского листка" Николай Иванович Пастухов. Отзвук этой истории также присутствует в "Смертельном номере" Андрея Доброва.
"Перекличка" ретродетектива с "Москвой и москвичами" придает книге Доброва особый интерес, создает впечатление полной достоверности произошедшего (хотя, конечно, история вымышленная).
Но почему же в цирке ставились "режиссером" с Грачевки столь страшные номера? Дело в том, что это была азартная игра, своеобразный тотализатор. И одному из персонажей очень нравилось "играть на жизнь человека, сидеть в зале и с нетерпением сердца ожидать трагедии". Вот такое развлечение...
Книга Андрея Доброва покажет вам старую Москву, цирк "изнутри", познакомит со многими интересными людьми. И не даст скучать.
Светлана Титова