Величайшее поощрение преступления - безнаказанность
(Цицерон Марк Туллий)
Автор книги - официальный представитель Следственного комитета России. Данное издание - синтез детектива и документалистики. Здесь не используется прием художественного вымысла; все рассказанное - реально происходившие события. Книга представляет собой пять документальных историй: дело таганрогского маньяка, ужасающий рассказ о кущевской банде, убийство Анны Политковской, гибель пассажиров теплохода "Булгария", крупные хищения бюджетных средств в Подмосковье.
Глава, где повествуется о кущевской банде, называется "Царство страха". Именно таким царством на долгие годы стала станица Кущевская Краснодарского края для жителей ее, потому что законы здесь устанавливали бандиты, считавшие себя хозяевами жизни. Почему? Причины - бездействие местных властей, поддержка преступников коррумпированными силовыми структурами.
4 ноября 2010 года в доме фермера Аметова в станице Кущевской убили 12 человек, среди которых были и маленькие дети. "До какого же озверения надо дойти, насколько утратить человеческий облик, чтобы совершить подобное злодейство?" - спрашивает автор. Нелюди могут достигнуть и такой степени озверения, чему немало способствует безнаказанность.
На место преступления прибыл руководитель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин. Он сделал многое для того, чтобы преступление было раскрыто, а люди поверили в справедливость, которая в конце концов восторжествовала. Но не слишком ли дорогой ценой? Ведь банда творила бесчинства в течение 10 лет!
9 июля 2011 года отправился в круиз выходного дня теплоход "Булгария". В свой последний круиз... 10 июля судно затонуло в Куйбышевском водохранилище. Погибли 122 человека, среди которых было 29 детей. Спаслись только 79.
А причина трагедии - жадность, цинизм владельцев теплохода и организаторов мероприятия, главный жизненный девиз которых - прибыль любой ценой. Это страшно. Страшно потому, что при таком раскладе жизнь человека - ничто.
"Булгария" пошла в последний рейс с одним работающим двигателем, второй был неисправен, о чем прекрасно знала субарендатор теплохода. Но некогда заниматься серьезным ремонтом: сезон короткий, а вложенные деньги как можно скорее "отбить" надо... Это одна из причин случившегося.
Интересно, спокойно ли спят те, кто подписал все разрешающие эксплуатацию аварийного судна документы? Наверное, спокойно, судя по тому, как вели себя при расследовании причин трагедии, демонстрируя неприкрытый цинизм, желание любой ценой оправдаться.
И еще один момент, ярко характеризующий нравы современного общества. Через какое-то после трагедии время рядом со спасшимися пассажирами, находившимися на плотах, случайных плавсредствах и просто в воде, прошли два грузовых судна. Прошли мимо, не оказав помощи несчастным...
Владимир Маркин подобно рассказывает о работе следователя, о том, как непросто порой пробиться к истине. А жизнь на страницах этой книги, по определению Сергея Безрукова, "выглядит куда изощреннее любого даже самого поражающего воображение киносценария".
Светлана Титова