Нобелевская премия 2012
У СЯН
Голос яшмовой флейты слышу.
Кто же это играет на ней?
Ночь. Беседка. Луна все выше,
На душе все грустней и грустней.
Что увидишь в призрачном свете!
Пробиваются еле лучи.
Как узнать, кто играет на флейте,
Как во мгле его различить?
Ночь глухая. Нигде ни звука.
Охватило меня тишиной.
С фонарем мы напротив друг друга.
Еще тень от меня со мной.
Догорает фитиль. Мгновенье –
И не будет больше огня.
Кто же вспомнит, когда и тени
Не останется от меня!
(Мелодия «Цайсанцзы»)
Думаю, что на вопрос, какие значительные моменты в истории Китая вы знаете, многие ответят: Великая китайская стена, Китайская революция, Мао Цзедун, хунвейбины, ну, может еще что-нибудь. Неловко признаваться, но это все, что знаю и я, а назвать хотя бы известных китайских писателей, увы, не могу, ни одного. Может потому, что я всегда отдавала предпочтение английской или американской литературе, а может, мне просто не попадались достойные книги.
И вот книга Мо Яня, внушительная по объему, не разочаровала меня, а наоборот, приоткрыла завесу над жизнью китайского народа в трудные исторические моменты страны, и конечно, над китайской литературой.
Роман – грандиозное описание китайской истории 20 века. Существует официальная история Китая, как, впрочем, и любой другой страны, а есть история, которую переживает народ. Об этом книга.
Книга – дань памяти не только матери автора, как пишет он в посвящении, но и всем матерям Поднебесной. Сначала вас будут смущать китайские имена, так как героев в романе много. Всем им дана характеристика в начале романа в разделе «Главные действующие лица». Но, вчитываясь, вы постепенно запомните, их всех. Главная героиня романа – мать, ее восемь дочерей, один сын – рассказчик, и еще примерно 15-20 человек.
Шангуань Цзиньтун, от лица которого идет повествование, рожден от шведского миссионера и страдает от болезненного пристрастия к женской груди. Высокорослый и представительный, он на всю жизнь остался духовным карликом, так и не сумевшим оторваться от груди матери. Догадываюсь, что кому-то он может быть просто противен, у кого-то вызовет чувство брезгливости и жалости, а у кого-то чувство понимания и принятия героя.
Цзиньтун – Золотой мальчик – популярный герой многих китайских народных сказаний, спутник даосских святых. Потому и назвала его так мать, что слишком долго ждала рождения сына и возлагала на него большие надежды. Мать, которая родила, выкормила и воспитала в нечеловеческих условиях еще восьмых родных детей, внуков, подкидышей, но не смогла спасти их от гибели. История жизни Шангуань Лу и ее дочерей сливается с историей китайского народа. На страницах романа изображены все переломные моменты страны: и борьба с оккупированной страну Японией, и гражданская война, и приход к власти коммунистической партии.
«Умереть легко – жить трудно», - говорит Шангуань Лу и просит у Небесного Правителя: пусть все беды и немощи падут на ее голову, лишь бы ее дети обрели благодать и покой.
Но у каждой красавицы-дочери оказалась трагическая судьба. А единственный сын, Золотой мальчик, перенесший многое в жизни: и тюремный срок, и психбольницу, но так и оставшимся слабовольным и по сути никчемным, в конце концов, стал жертвой мошенничества, все потерял, оказался в полной нищете, пал духом, так ничего и, не добившись в жизни.
События, рассказанные в романе, очень эмоциональные и напряженные, и есть моменты просто тяжелые для чтения. Но все-таки язык романа очень поэтичен, чувствуется влияние китайского фольклора. И поскольку в романе много женских судеб, много и страниц о любви всех героинь. Любовь бурлит и клокочет на его страницах, подобно горному потоку, который пенится, сносит все на своем пути, и который где-то замусоренный и грязный, а где-то пронзительно, до восхищения, прозрачный.
Понимаю, что книга понравится не всем, но мне, например, было бы интересно прочитать и другие книги этого автора.