«Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь»
Е.Шварц «Золушка»
По последним опросам населения, больше всего наших читателей в последние годы интересует историческая литература. Причём, не только о самих событиях, но и об устройстве жизни и быта в разные исторические периоды. В своих предыдущих рецензиях на книги я знакомила вас с институтами благородных девиц, с модными лавками и модистками Москвы позапрошлого столетия, с императорской кухней Дома Романовых. Книга, которую я сегодня рекомендую почитать, расскажет вам о балах.
Всем нам, воспитанных на русской классике, с детства знакомо это понятие – «бал», потому что практически у всех русских писателей есть произведения, в которых – у кого-то более, у кого-то менее подробно – описываются светские и придворные балы. И Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и Куприн, и Баратынский, и Тургенев, и Чехов в своих стихах и романах оставили нам блистательные зарисовки бальных развлечений. А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» признавался: «Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд…» И намекал: «Верней нет места для признанья И для вручения письма…» Да и сам он впервые встретил свою Наташу Гончарову именно на балу. Как позднее напишет о такой встрече А.Толстой: «Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты…» Вспоминая классиков, на ум приходит и первый бал Наташи Ростовой, и трепет и ожидания от бала Кити Щербацкой, и смятение чувств Анны Карениной… Можно было бы и дальше цитировать классиков, но вернёмся к нашей книге.
Её автор Оксана Захарова, доктор исторических наук, на основании исторических источников провела целое расследование. В своей книге она рассказывает о самом возникновении понятия «бал», о появлении и распространении балов в России; о правилах поведения, оформлении бальных залов, об истории танцев и костюмов. Вместе с автором вы побываете и на церемонных, со строгим этикетом, балах при дворе разных императоров и императриц, и на весёлых балах-маскарадах и костюмированных балах, на балах благотворительных и на патриархальных московских. Автор напомнит о тех танцах, которые танцевали на балах: менуэт, полонез, мазурка, контрданс, вальс, кадриль, котильон. В приложении книги вы найдёте подробное описание фигур котильона в «Руководстве к изучению новейших бальных танцев» и нотный альбом.
Очень интересно, я думаю, вам будет познакомиться с бальным этикетом. В нём расписаны самые разнообразные детали – от внешнего облика и костюма до правил хорошего тона. Прочитав их, вы узнаете, сколько раз девушка могла танцевать на балу с одним и тем же партнёром; можно ли было приглашать на танец незнакомую даму, и как надо было это сделать; в какой последовательности следовали танцы и после какого из них начинался ужин. А также множество других важных и обязательных правил.
И, конечно, ваше внимание привлечёт хрестоматия «Балы в русской поэзии и прозе XIX – XX вв.». Она занимает половину книги, и вы с удовольствием, я думаю, прочтёте стихи и отрывки из произведений Пушкина, Данилевского, Загоскина, Ростопчиной, Бунина, Фета, Гумилёва, где упоминаются балы и события на балах происходящие.
Книга украшена уникальными иллюстрациями и фотографиями, многие из которых публикуются впервые.
Валерия Базлова